Безопасность ГБО

LPG auto

У большинства обычных граждан само слово ГАЗ ассоциируется с явной опасностью. Давайте вникать, действительно ли эксплуатация дооборудованного ГБО автотранспорта является небезопасной.

Необходимо понимать, что и сам монтаж ГБО и его последующее техобслуживание ОБЯЗАНО осуществляться квалифицированными мастерами на специализирующихся на установке ГБО станциях технического обслуживания. Не стоит производить монтаж ГБО собственными силами, даже если Вы хорошо разбираетесь в автомобилях и в общих чертах представляете алгоритм установки и техобслуживания ГБО.

Не стоит рисковать своей жизнью и здоровье, а также жизнью и здоровьем окружающих!

Наиболее часто у автовладельцев проявляются сбои в работе ГБО при его неправильной настройке, а также после различных «усовершенствований» или техобслуживания «гаражными умельцами». Возможно появление неприятностей, при несоблюдении регламента прохождения сервисного обслуживания ГБО. Наиболее вероятно возникновение проблем из-за невысокой степени чистоты сжиженного газа, который реализуется на многих, особенно небрендовых, заправках. Грязь, содержащаяся в газе, достаточно быстро забивает все фильтры, а результат — снижение правильной подачи газа в магистрали ГБО.

Наиболее сильны опасения о возможном взрыве газового баллона по всевозможным причинам, в том числе — при механическом воздействии на баллон при ДТП. Есть ли вероятность взрыва баллона ГБО самопроизвольно или при аварии ?

Газовые баллоны для сжиженного газа выпускаются в 2-х основных форматах — в формате цилиндра и в формате тора. Цилиндрические баллоны обычно устанавливают в багажнике авто. А баллоны тороидального формата производятся как для наружной так и для внутренней установки, то есть под монтаж внутри багажника автомобиля (как правило, в нишу запасного колеса) или же снаружи — подвес под багажником машины.

Баллоны ГБО рассчитываются на нормативное давление 15-17 атм., однако они спроектированы так, что выдержат и нагрузку, в несколько раз превышающую нормативную. Газовый баллон очень массивный, производится из высококачественной стали толщиной до 3-4 миллиметров. Как видим, он радикально прочнее чем обычный бензобак, толщина стенок которого до 1 мм. Естественно, большинство производителей ГБО многократно осуществляли экспертизы автотранспорта после ДТП. Практически всегда газовый баллон остается абсолютно целым. Фактически он выдерживает сильнейшие ударные механические воздействия, но при этом сохраняет свою форму и качества.

Есть ли риск воспламенения газа и дальнейшего взрывного разрушения баллона?

Все баллоны ГБО оснащается специализированной запорным модулем, так называемым «мульти клапаном». Мультиклапан монтируется на горловине баллона ГБО и предназначен для выполнения запорных, а также предохраняющих функций. Мультиклапан — важнейший компонент системы заправки газовым топливом баллона, и он комплектуется специальным скоростным клапаном, мгновенно перекрывающим поступление топлива в магистраль при её повреждении. Мультиклапан также дополняется сенсором остатка газа, позволяющим контролировать уровень газа в баллоне визуально.

Современные мультиклапаны (индустриальный стандарт тип R67-01, А class) оснащаются не только обозначенными в предыдущем абзаце обязательными конструктивными компонентами, но и «аварийным» клапаном снижения повышенного давления с порогом срабатывания 27 бар плюс аварийным антипожарным предохранительным узлом расплавляемого типа. Назначчение которого — стравить газ при аварийном нагревае баллона ГБО до уровня 120 C. Эти 2 предохранительных автоматических устройства суммарно контролируют процессы, которые теоретически способны привести к взрывному разрушению. В подтверждение антивзрывной надежности таких систем можно привести множество фото обгоревших при пожаре авто, но с абсолютно целым баллоном ГБО.

Особо надо вспомнить «специалистов», деактивирующих отсекатель в мультиклапане. А этот очень важный узел ГБО ответственен за заправку баллона газовым топливом до уровня не более 80 процентов. В процессе заправки автомобиля газом Вы явно обращали внимание на громкий щелчок, услышав который топливозаправщик прекращает процесс заправки. Это и есть момент «отсечки» или индикации того, что баллон залит газом до положенного уровня.

Для чего необходимо неполное заполнение баллона? Давление паровой фрации (паров) пропан-бутана нарастает с повышением окружающей температуры. Паровой зазор (20% от объема баллона) делает возможным компенсацию давления в баллоне при нагреве. То есть газ, увеличившийся одновременно с ростом окружающей температуры, не вызывает в баллоне критического повышения давления. Никогда не удаляйте отсекатель самостоятельно и не разрешайте это делать кому-либо. Помните о своей безопасности и безопасности окружающих Вас людей!

Сам по себе сжиженный газ — это вещество без запаха и цвета. Для возможности обнаружения владельцем автомобиля утечки газа, в состав пропан-бутана подмешивается специальный компонент-одорант с резким и неприятным запахом. Для одорирования газа используется этилмеркаптан.
Резкий запах одоранта сразу чувствуют большинство водителей, а для максимального уровня безопасности существуют также и отдельные датчики-сингнализвторы утечки газа, включающиеся в бортовую сеть машины (в прикуриватель).
При обнаружении утечки газа драйвер должен сразу же отреагировать. Надо оперативно произвести проветривание машины, перевести автомобиль на использование бензина и далее ехать только на бензине. И запланировать посещение сервисной станции, где механики произведут диагностику ГБО и ликвидируют утечку.

Надо помнить, что в газообразном агрегатном состоянии газ в 1,5-2 раза тяжелее воздуха. Поэтому при утечках он будет накапливаться в углублениях или же концентрироваться вблизи пола, что мешает очистке от него. Если исследовать пороги возгорания в процентных долях от объема, то пропан-бутан имеет более высокий процентный порог воспламенения. Фактически, опасность возгорания паров бензина выше, чем паров пропан-бутана.

Итоговый вывод

Эксплуатация машины с ГБО совсем не опаснее её же эксплуатации на бензине. Но, как и для какого угодно оборудования, при установке и применении ГБО владелец машины обязан изучить правила эксплуатации, обозначенные производителем оборудования, и неукоснительно их выполнять. Только так Вы будете ездить с ГБО без проблем, получая значительную экономию и внося свой вклад в улучшение экологической ситуации.