Что такое каталитический нейтрализатор

каталитический нейтрализатор

Интенсивное загрязнение окружающей среды токсичными выхлопами автомобилей — очень серьёзная проблема современности. В связи с ужесточением экологических норм во многих странах в конце 20-го века автопроизводители были вынуждены найти эффективные решения для очистки выхлопных газов. Одним из лучших изобретений и, соответственно, конструктивных элементов современного автомобиля является каталитический нейтрализатор отработанных газов.

Что такое каталитический нейтрализатор ? Это элемент выхлопной системы, специально предназначенный для максимально возможной очистки выхлопных газов. Внутри каталитического нейтрализатора токсичные вещества, очень вредные для атмосферы, посредством химических реакций трансформируются в значительно менее вредные, которые и выводятся в атмосферу из выхлопной трубы автомобиля. Особенностью работы каталитического нейтрализатора является то, чо он начинает эффективно очищать выхлопные газы из двигателя лишь после прогрева до определённой температуры. То есть — при запуске холодного мотора каталитический нейтрализатор какое-то время не «срабатывает». Этот нюанс учитывается элологическим законодательством многих стран — и автомобилям не разрешено прогревать запущенные двигатели в городской среде.

В связке с каталитическим нейтрализатором функционируют датчики кислорода, функция которых — определения состава топливной смеси и соотношения долей воздуха и бензина в ней. От данного соотношения зависит параметр обогащённости топливной смеси: обогащённая или обеднённая. Соответственно, датчики кислорода, в зависимости от состава топливной смеси в данный момент и управляют работой каталитического нейтрализатора.

В дизельных моторах топливная смесь имеет относительно высокое содержание кислорода (воздуха). Как следствие — в дизелях не успевают сгорать полностью углеводородные соединения, оксиды азота и пр. Ранее, для очищения дизельного выхлопа применялись «сажевые» фильтры, но их замена является очень непростой. Поэтому был изобретен другой и не менее эффективный способ очистки выхлопа дизельных движков. В топливный бак дизельного автомобиля специальным дозирующим устройством добавляется раствор мочевины, вступаюшей в химическую реакцию с оксидами азота. Как следствие — на выхлопе в атмосферу выбрасываются безвредные вода и азот. Как результат, на современных дизельных моторах нет тёмного дыма из выхлопной трубы.

В будущем, двигатели внутреннего сгорания должны отойти в прошлое. Им на смену придут моторы более экологические и работающие на других принципах. Например, водородные или электрические, вообще не выбрасывающие в окружающую среду никаких токсичных веществ. Ну а пока каталитические нейтрализаторы исправно несут свою службу по охране окружающей среды от вредных выхлопов автомобилей.